Установка противотуманных фар на газель старого образца


Фары и освещение Газели: основные аспекты выбора и установки ПТФ

Чтобы повысить безопасность на дороге, существуют различные способы, например, в зимнюю погоду устанавливаются цепи противоскольжения (ЦПС). Для увеличения яркости света используется ксенон. При плохой видимости во время снега, тумана, дождя устанавливаются противотуманные фары. На некоторых моделях фара на автомобилях Газель не комплектуется противотуманками на заводе. В статье описываются ПТФ, даются рекомендации по выбору и инструкция по установке.

Передняя оптика служит для освещения дороги. При плохой видимости во время выпадения атмосферных осадков, обычная оптика плохо выполняет свою функцию, даже если установлен ксенон. Происходит это от того, что свет отражается от капель дождя, тумана и т.д., создавая перед машиной белую пелену, что ограничивает видимость.

В этой ситуации выходом является установка противотуманных фар. Они равномерно освещают дорогу и уменьшают риск возникновения опасной ситуации на дороге. На Газели Некст противотуманки устанавливаются на заводе. Можно установить в ПТФ ксенон.

Газель Некст зеленого цвета

Установленный дневной ходовой огонь (ДХО) помогает определить положение транспорта в дневное время. Можно установить противотуманные фары с ДХО. Задние фонари на Газель выполняют функции предупреждения и сигнализации водителей, движущихся позади автомобиля, о торможении, повороте и т.д.

Кроме того, на машинах устанавливается фонарь освещения номерного знака, чтобы его было видно в темное время суток. Таким образом, фонарь задний Газель служит для повышения безопасности на дороге и предупреждения опасных ситуаций.

Светодиоды в задних фонарях

Многих водителей не устраивает штатное освещение, поэтому они устанавливают вместо ламп накаливания светодиодные огни, ксенон. Правда, после замены ламп в головного освещения на ксенон, может потребоваться регулировка фар. Для этих целей предназначен корректор фар.

Характерные неисправности

Наиболее частой причиной неисправности фар является коррозия и окисление.

Кроме этого существует ряд неисправностей, которые возможны с ПТФ:

Неисправные детали следует заменить.

Выбор ПТФ

Выбирая ПТФ, нужно обращать внимание на внешний вид комплекта, в маркировке изделия должна присутствовать буква «В». Особое внимание следует уделить герметичности между корпусом и рассеивателем. Если будет нарушена герметичность в этом месте, это приведет к сокращению срока эксплуатации оптики.

Противотуманные фары на Газель отличаются формой исполнения. Они могут быть квадратными, круглыми и овальными. ПТФ различаются оптическими схемами, в которых для достижения максимального светового потока используется минимальная расходуемая мощность (автор видео — ZapPri TV).

Наибольшую популярность приобрели противотуманные фары с параболическим отражателем, благодаря которому световой поток формируется в виде горизонтальной полосы. КПД таких фар достигает 27%. Более высоким КПД до 45% обладают противотуманки с отражателем, имеющим свободную форму, но из-за высокой стоимости они не получили широкое распространение.

Установка и подключение ПТФ

Чтобы установить, сначала нужно определиться с местом установки. По правилам противотуманки должны находиться ниже головного света, поэтому их устанавливают на передний бампер. Важным требованием при установке и работе ПТФ является автономное включение. Это связано с большой мощностью ламп, необходимой рассеивания света вдоль дорожного полотна. Для этой цели используется промежуточное реле. Кроме того, для обеспечения дополнительной безопасности применяются предохранители.

Лучше приобрести бампер усовершенствованной конструкции. Это упростит установку и избавит от лишних действий.

1. Схема подключения ПТФ 2. Набор для установки противотуманок 3. Подключение ПТФ к блоку управления

Установка и подключение противотуманок состоит из последовательности действий:

  1. В первую очередь следует установить ПТФ на посадочные места.
  2. Установленные фары необходимо соединить проводами.
  3. Колодка с проводами выводится в подкапотное пространство.
  4. Далее следует наметить место, где будет установлено прерывающее реле.
  5. Затем нужно установить прерывающее реле.
  6. Далее ПТФ подключаются к ЭБУ.
  7. На следующем этапе необходимо соединить реле и фары.
  8. Для подведения проводки в салон предусмотрено технологическое отверстие.
  9. Если на приборной панели в переключателе нет положения для противотуманок, то необходимо смонтировать кнопку и подключить ее к штатной электросхеме.

После установки ПТФ и подключения их к бортовой сети, нужно проверить систему на работоспособность и правильность подключения.

 Загрузка ...

Видео «Установка ПТФ на Газель»

В этом видео демонстрируется, как установить противотуманки на Газель (автор ролика — prosto gazelle).

avtozam.com

Электрооборудование «Газели» – особенности и возможные неисправности

«Газель» в темноте

С. Ионес, фото автора

Мы продолжаем разговор об электрических приборах «Газели», начатый в декабрьском («Аккумулятор на «Газели») и январском («Генераторы для ГАЗели») номерах журнала. Мы уже затронули проблему установки в фары ламп увеличенной мощности. Разумное ли это решение? Аргумент «против» может быть только один: яркими лампами проще ослепить встречного водителя, когда нарушится регулировка фар.

Владельцы «Газелей», выпущенных до рестайлинга 2003 г., часто жалуются, что фары очень плохо поддаются регулировке даже при полностью исправных механизмах ручной коррекции светового пучка. В лучшем случае, удается «поймать» более-менее приемлемую регулировку на короткое время для прохождения техосмотра. Потом труды всё равно пропадут зря: фары «собьются» и начнут светить, куда им заблагорассудится, скажем, одна вверх, другая вниз.

Некоторые из наших консультантов подозревают, что в этом виноват перекос проёмов фар и других элементов силового набора передней части кузова – типичная болезнь старых «Газелей», о которой мы подробно рассказали в августе прошлого года . Подтверждают эту догадку случаи, когда стекло фар лопалось от «столкновения» с капотом или бампером. Также, заметим, что у «Москвича»-2141 фары с такими же оптическими элементами регулируются, по отзывам владельцев, вполне удовлетворительно.

Неотрегулированные фары опасны как с мощными, так и с обычными лампами. Зато яркий свет ночью полезен, прежде всего, тем многочисленным водителям, которым часто приходится ездить по неосвещенным загородным дорогам. Противотуманные фары – тоже, безусловно, полезное дополнение.

В нашем предыдущем материале мы рассматривали только одну из технических проблем, связанных с ярким светом – хватит ли генератору сил обеспечить достаточный зарядный ток при появлении более мощных потребителей. Водители и специалисты по ремонту, обсуждая вопрос мощных лампочек, обратили наше внимание ещё на одну проблему, вытекающую из конструктивных особенностей схемы электрооборудования «Газелей».

Догадайтесь, какое устройство присутствует в системе головного света «Волги», «Жигулей», «Москвича» и отсутствует у «Газели», выпущенной до 2003 г.? Подсказываем: у названных «легковушек» фары соединены с выключателем через отдельное реле, а у нижегородской полуторки – напрямую. Причем, «Жигули» и «Москвичи» оснащены двумя реле: одним для дальнего, другим – для ближнего света.

Через реле идет мощный силовой ток. Переключатель, установленный в кабине, работает с током небольшой силы: его задача только подключить реле. Поэтому у него могут быть провода меньшего сечения и не слишком мощная контактная группа.

Реле у «Газели» присутствуют только в тех цепях, где без них не обойтись. В приборах, действующих в прерывистом режиме (указателях поворотов, аварийной сигнализации, стеклоочистителях) реле есть как у всех остальных автомобилей. Есть даже реле, позволяющее мигать лампочке указателя затянутого ручного тормоза. О стартере просто не говорим.

Кстати, некоторые водители отключают реле стеклоочистителя, перемкнув провода. По их мнению, это реле, доставшееся «Газели» от ГАЗ-24, ненадежное, оно может стать причиной сбоев в работе «дворников» в самый неподходящий момент.

Некоторые приборы прекрасно обходятся без реле, например, основная печка, вторая печка в салоне микроавтобуса, её электронасос. Они работают со сравнительно небольшой нагрузкой, а, скажем, включатель отопителя с вращающейся рукояткой – изделие, довольно стойкое к перегрузке.

Благодаря наличию реле фар, например, 100-ваттные лампы можно без проблем установить на «Волгу» и «Жигули». Если же реле нет, как на «Газели», весь силовой ток пойдёт через выключатель. В данном случае, через центральный включатель света и подрулевой переключатель.

По словам электриков, запас прочности у этих двух включателей на «Газели» рассчитан так, чтобы его хватало на установленные в фары штатные лампы мощностью 55 Вт на ближний и 60 Вт на дальний свет. Переключатели ещё более-менее способны «потянуть» лампы следующего класса мощности – 75 Вт ближнего и те же 75 дальнего. А вот 90 и 100 Вт для них уже опасная нагрузка.

К чему может привести установка непосильно мощных ламп, нам рассказал один из наших постоянных консультантов. Поздним вечером, на неосвещённом шоссе вдали от населённых пунктов, в кабине его машины появился запах горелой пластмассы. Он становился всё сильнее, вскоре произошло замыкание, и головной свет на машине погас. Это расплавился подрулевой переключатель. Водителю пришлось при свете карманного фонаря разбирать кожух колонки, искать, отрывать и соединять концы нужных проводов, чтобы только доехать до ближайшего круглосуточного магазина автозапчастей, до которого оставалось с десяток километров. Потом, уже глубокой ночью, «в полевых условиях» человек вынужден был тратить время и силы на замену переключателя.

Хорошо ещё, что это произошло с опытным водителем, сумевшим разобраться в обстановке и знавшим, какие проводки надо на время соединить. А если бы за рулём сидел «чайник»? Стоит ли говорить, как опасна долгая остановка на пустой ночной дороге? А если бы в машине находился ценный груз?

Ещё об одной поломке нам рассказал другой водитель. У него от 100-ваттных ламп расплавились контактные колодки на самих фарах.

Неожиданный комментарий дал нам реставратор старых автомобилей. Он напомнил, что до рестайлинга 2003 г. у «Газели» центральный переключатель света был устроен как на старых моделях отечественных машин. Световые приборы включаются вытягивающейся ручкой с двумя позициями, а не клавишей, как на современных автомобилях. В таком включателе есть подвижный контакт, который при опасном нагреве способен сыграть роль предохранителя, разомкнув цепь. Потом, остыв, контакт возвращается на место, и выключатель снова становится работоспособным. На старых машинах у этих переключателей довольно часто подгорали контакты, но это легко «лечили», разобрав переключатель и зачистив контакты шкуркой.

Возможно, инженеры ГАЗа, отказавшись от реле света, рассчитывали на центральный 30-амперный предохранитель электрической цепи света. Он, говорят, слишком «крепкий»: даже опытные электрики не припомнят случая, чтобы при аварийной нагрузке он сгорел.

Реле указателей поворотов расположено в кабине возле левой ноги водителя

Скорее всего, напрашивается такой вывод. Если вы уверены, что вам необходимы лампы фар, более мощные, чем штатные, задумайтесь об установке «светового» реле от «Волги» или двух от «Жигулей». Купить реле – не проблема, стоит оно недорого. Монтаж реле можно доверить опытному электрику, а можно сделать и самостоятельно. Главное – поставить на концы проводов «заводские» разъёмы, а не вешать на контакты реле скрученные обрезки проводов с зачищенной изоляцией.

Ещё одно дополнительное реле пригодится в случае установки на «Газель» противотуманных фар. Их цепь тоже считается достаточно напряженной. А вот подключают их, как правило, к задним противотуманным фонарям, которые зажигает слабенькая клавиша возле приборного щитка. Она просто не способна «потянуть» дополнительно две мощные фары и непременно вскоре сгорит. Заметим, что, например, на «Волге» ГАЗ-3110 предусмотрено отдельное реле для «противотуманок».

У звукового сигнала старой «Газели», как и у фар, нет реле. После рестайлинга появились немного более мощные звуковые сигналы, наконец, получившие реле. Сигнал у «Газели» включается тем же самым левым рычагом под рулём, которым переключается свет фар. На части машин – правым рычагом, вместе с «дворниками».

По мнению многих водителей, на машину прежнего выпуска тоже «просится» более мощный «гудок», чем штатный. Приобрести и установить его ненамного сложнее, чем яркие лампы. Польза очевидна: громкий сигнал при нынешнем сумасшедшем уличном движении – совсем не излишество. Иногда только он позволяет предотвратить ДТП.

Если решите оснастить старую «Газель» сигналом повышенной мощности, желательно, как и в случае с фарами, добавить в электрическую цепь реле. Нам возразят, что сигналу, в отличие от фар, не приходится работать долго и непрерывно. Его включают на считанные секунды, за которые вы просто не успеете «убить» переключатель. Но такие разовые «напряги» начнут активно расходовать его ресурс, и, кто знает, может, в один прекрасный момент переключатель возьмет и сгорит, а случится это как раз ночью, и как раз на неосвещенной дороге.

В случае установки электрического вентилятора системы охлаждения двигателя, его просто необходимо подключить через отдельное реле.

Помимо реле за защиту электрических цепей отвечают обычные предохранители. Можно заменить не слишком совершенные предохранители традиционного типа с керамическим или пластиковым стержнем на современные «флажковые» из цветной пластмассы. Они встают на те же места «один в один», а менять их при необходимости удобнее.

Раз разговор зашел о схеме электрооборудования «Газели», хочется вспомнить рассказ ремонтника, которому приходилось снимать и полностью разбирать весь корпус приборной панели, так называемое торпедо, нижегородского грузовичка. Под панелью оказалось много висящих без дела, ни к чему не подключенных концов проводки. Наш собеседник предположил, что эти «ведущие в никуда» концы предназначены для подключения приборов, которыми оснащены разные модификации «Газели», и которые отсутствуют у базовой модели. Например, для выключателя второй печки и плафонов пассажирского салона у микроавтобуса, для кондиционера у «офиса на колёсах», специального оборудования у машины «Скорой помощи».

На бортовой «Газели» эти бесполезные «хвосты» проводки, по мнению нашего консультанта, остались вследствие обычной унификации проводки у машин семейства. Казалось бы, в чем тут беда: висят провода без дела, да и пусть себе висят, хлеба не просят. Но вопрос в том, может ли такой конец, например, намотаться на рулевой вал или просто стать причиной неожиданного короткого замыкания? Особенно если принять во внимание невысокое качество заводской сборки.

Действительно намотаться на рулевой вал способны жгуты проводов, кое-как проложенные внутри кожуха рулевой колонки. Этот дефект заводской сборки характерен и для новых, и для старых машин. Ремонтники советуют снять кожух колонки, и, если проводка окажется проложенной неаккуратно, связать жгуты между собой изоляционной лентой.

Напоследок скажем ещё несколько слов об осветительных приборах.

Определенным источником проблем являются задние сигнальные фонари бортовых машин и фургонов на их базе (с отдельной от кабины «будкой»).

У «Газелей» ранних выпусков задние фонари использовали от КамАЗа. Светильник заднего хода стоял отдельно. Году в 1997-м появились оригинальные «газелячьи» блоки сигнальных фонарей: большие, с интегрированной секцией заднего хода, почти европейские по дизайну и, главное, более долговечные, чем старые. Но главная проблема осталась. Вся грязь и вода из-под задних колёс летит прямо на тыльную сторону заднего бампера и расположенных на нём фонарей. В результате провода и контакты быстро отгнивают как у приборов старого, так и нового образца.

За десятилетие существования «Газели» придумано много народных способов борьбы с этой типичной неисправностью. Провода, идущие к фонарям, заключают в самые разные трубки и шланги, которые несложно подобрать на любом строительном рынке. Контакты фонарей смазывают мовилем, отверстие, через которое провода входят в бампер, да и сами колодки залепляют пластилином, оконной замазкой, герметиками.

А ещё очень полезно установить за задними колёсами брызговики большого размера. И вдобавок жестко их закрепить, чтобы встречный ветер и поток, летящий из-под колёс, не сильно поднимали их назад. На бездорожье, конечно, такие брызговики – помеха, да и задним ходом на бордюр придется заезжать аккуратно. Но при движении по дороге с твердым покрытием они не мешают, а уменьшить количество летящей на фонари грязи, без сомнения, позволят.

Тема особенностей и возможных неисправностей электрических систем «Газели», конечно же, не исчерпана, и мы к ней ещё вернёмся.

www.gruzovikpress.ru

Какие фары лучше для газели старого образца

Тюнинг старой Газели своими руками

Установка пластикового капота с воздухозаборником поможет обеспечить более интенсивное охлаждение двигателя, что актуально для жарких сезонов года.

  • Эстетическая. Монтаж пластикового капота поможет без серьёзных затрат изменить внешний облик Газели.
  • Капот для Газели выпускают несколько производителей. Можно выделить несколько основных направлений, который видоизменяют внешний вид элемента:

    1. Рестайлинговая версия. Предполагает более мускулистую среднюю часть. Такой вариант выпускают на заводе в Нижнем Новгороде.
    2. Капот с воздухозаборником и боковыми «хищными» прорезями, имитирующими дополнительные щели для прохода воздуха.

    Актуальным считается направление, когда капот устанавливают неокрашенным, или пластиковую поверхность .

    Среди недостатков пластикового капота можно назвать неравномерность образующихся зазоров кузова.

    ГАЗ Газель 406i › Бортжурнал › Как я морду переваривал (из старого образца на нового)

    Но и тут я просчитался, левую сторону продали битую (покупал когда уже темно было, не увидел, а ехать менять времени не оставалось).Все остальное покупалось новое.Для тех кто решится на такую переделку небольшая инструкция (как делал я):Первым делом разбираем и отрезаем все ненужноеПотом прикручиваем крылья к кабине, выставляя зазоры по дверям.По крыльям выставляем капот на петлях и подкладываем под него что-нибудь, что бы не опускался нижеСтавим замок капота и цепляем переднюю поперечину (которая к очкам фар прикручивается)Прикручиваем очки с каркасом крыла и делаем подпорки, что бы все это держалосьСкидываем крылья и подрезаем каркас крыла по месту.Прихватываем все это дело парой точек и опять накидывам крылья что бы посмотреть зазоры.Кроме средней планки, еще внизу связывал очкиПотом вешаем бампер и фары, смотрим что все отлично, опять все разбираем и все провариваем.

    Какие фары на старую газель можно поставить

    У него от 100-ваттных ламп расплавились контактные колодки на самих фарах.

    Неожиданный комментарий дал нам реставратор старых автомобилей. Он напомнил, что до рестайлинга 2003 г.

    Через реле идет мощный силовой ток. Переключатель, установленный в кабине, работает с током небольшой силы: его задача только подключить реле.

    Поэтому у него могут быть провода меньшего сечения и не слишком мощная контактная группа. Важно Реле у «Газели» присутствуют только в тех цепях, где без них не обойтись.

    Фары противотуманные на «Газель»: обзор, виды, схема подключения и отзывы

    Вполне бюджетная стоимость – еще один плюс таких изделий.Фары азиатских фирм Al Khateeb и Saca более привлекательны своим внешним видом, но их стоимость вдвое выше российских, а большая мощность часто ведет к перегреву и деформации пластмассовых деталей.Самой качественной противотуманной оптикой считаются приборы немецкой компании Hella, но это удовольствие из-за стоимости доступно не всякому водителю.При покупке прежде всего обращайте внимание на внешний вид фары (комплекта): «противотуманки» имеют маркер в виде буквы «В». Далее проверяется герметичность между рассеивателем и отражателем (корпусом).

    Нарушение непроницаемости этого соединения приведет к сокращению срока службы фары.По форме исполнения на «Газель» делятся на прямоугольные, квадратные и овальные, но форма корпуса не играет особой роли и не дает каких-то особых преимуществ одной перед другими.«Противотуманки» могут различаться по оптическим схемам.

    Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов

    Возраст: 106 » 15 дек 2010, 00:21 Я не глумлюсь — это на самом деле улучшает качество светового пучка (потому как ближний свет «слеповатый» немного ), и несколько освежает внешний вид автомобиля (синие лямпалки этого сделать не способны !) Врос

    Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 09.07.2010 Профессия: Водитель Откуда: Екатеринбург Авто: MAN G- series Возраст: 37 » 16 дек 2010, 10:59 Немеса Краска не обгорит? Сам пробовал?)) VW MAN G 8.90F борт/тент VW LT 45 TD борт/тент Mersedes Benz 407D (T1) борт/тент Автор темы Привык

    Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 25.01.2010 Авто: .

    Возраст: 106 » 16 дек 2010, 22:15 Я рекомендую только мной проверенное .

    Как улучшить свет на газели старого образца

    Таким путем достигается максимальное освещение дороги не ослепляются иные участники движения. Конструкция отражателей и стекла настолько проработаны и совершенны, что нет необходимости в дополнительном оснащении.

    Ксенон: заманивает водителей не только тем, что можно инсталировать в стоковые фары, но и в противотуманки. Конструкция предусматривает использование разряда, возникающего на дуге в колбе с газовой оболочке.

    Что приводит в увеличению яркости в два раза минимум.

    При стандарте в 1500 мин. выдается 3500 люменов. Мнение стены светового луча в данной ситуации будет ошибочно, поток позволяет максимально полно охватить трассу и значительную часть обочины, что очень важно, особенно в темное время суток.

    Как улучшить свет фар

    В отличии от пластиковой оптики современных машин, оно не подвержено матированию и свойств своих с годами не меняет.

    Процедура аналогична для всех моделей ГАЗ с круглыми фарами. Снизу на декоративном ободке вывинчиваем винт под шлицевую отвертку (на ГАЗ 24 и 2410, придется снять решетку).

    Снимаем ободок. Вывинчиваем три винта, крепящие рамку фары. Внимание! Не перепутайте крепежные винты с регулировочными (на регулировочные надеты пружины).

    Фара на газель, БОШ или ОСВАР?

    Какую выбрать?

    СВЕТИТ, НО НЕ ГРЕЕТ Для проверки взяли четыре фары от двух производителей: по одному изделию нового и старого образца.

    Эксперты НИИ автоэлектроники проверили их по методике, предусмотренной российским и европейским стандартами (лампы в них, естественно, вставили эталонные). Жаль. Теперь чуть подробнее о результатах.

    В формальные требования по одному из параметров старая осваровская фара не уложилась. Правда, совсем чуть-чуть.

    Фары На Старую Газель

    Зато яркий свет ночью полезен, прежде всего, тем многочисленным водителям, которым часто приходится ездить по неосвещенным загородным дорогам.

    Противотуманные фары – тоже, безусловно, полезное дополнение. В нашем предыдущем материале мы рассматривали только одну из технических проблем, связанных с ярким светом – хватит ли генератору сил обеспечить достаточный зарядный ток при появлении более мощных потребителей.

    domprava76.ru

    противотуманные фары на газель бизнес

    ПТФ Лада ПриораСиденье от иномарки на газель!Сиденье от иномарки на газель! Куплено в ЕвроАВТО от XC 90 за 4500р #газелист #работанагазели #gazelist ===================...LED 48wВсем привет. Сегодня я покажу Вам диодовые фары из Китая, по приемлемой цене. За съемку строго не судите....Ксенон на газельБампер Газель бизнесЧто нужно, чтобы установить бампер от Газели бизнес.ТУМАННИК ГАЗЕЛЬ БИЗНЕСТУМАННИК через поворотника.Обновляем бампер Газель БизнесДумаю с кооперативными не получится!!!Оказывается, у меня есть задние противотуманкиУАЗ Патриот 2018 Классик.Блок управление светом уаз партиот на газель бизнесЗадние фонари Газельулучшенные фонари Газель.Улучшить свет на нексте.Неудачная попытка улучшить ближний свет на газели Некст - Диодные лампы оптима разочаровали. - Почта [email protected]Омыватель фар ГазельОмыватель фар Hella c фиксируемой форсункой( + омыватель противотуманных фонарей) в действии.Замена противотуманной фары Газель Некст NextГазель тюнинг фарГазель.Линзованные противотуманкиходовые огни на газель.ходовые огни на газель.Замена стекла фарыВ данном видео ролике показываю как заменить разбитое стекло фары на автомобиле Газель. АНГЕЛЬСКИЕ ГЛАЗКИ...газель ксенон туманкигазель газельист.Установка Стеклоподьемников на Газельhttp://steklopodem.ru/ Февраль 5th, 2015 admin

    противотуманные фары на газель бизнес

    Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

    gazel-master.ru


    Смотрите также



     
     
     
    Внимание!
    Внимание!

    Запомните в «лицо» этих негодяев! Они бьют стекла наших автомобилей!

    i. Щебниус-обыкновениус

    Имеет размер от одного до нескольких сантиметров. Неприятного вида. Валяется на обочинах дорог, вылетает из под колес, высыпается из кузовов «Камазов». Зверюга знатная.

    ii. Гравиус-речниус

    Такой же неприятный тип, с таким же характером как и Щебниуса-обыкновениуса. Вид имеет округлый, валяется там же. По численности больше чем Щебниус-обыкновениус.